СПб, Большой пр. П.С., д. 17

Регистрация недвижимости через нотариуса

Любой переход права собственности на недвижимое имущество в РФ подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре. Без такой регистрации сделка считается незавершенной, а новый собственник не приобретшим законных прав на объект.

Но не во всех случаях достаточно просто подать документы в Росреестр напрямую или через МФЦ. Для некоторых сделок закон требует регистрации сделок с недвижимостью через нотариуса, как гаранта законности, дееспособности сторон и чистоты сделки. Даже если нотариальное удостоверение не является обязательным, в последнее время стороны все чаще прибегают к нему добровольно, чтобы минимизировать риски и ускорить регистрацию.

нотариальное удостоверение сделок

Регистрация прав на недвижимость через нотариуса – что это за услуга

Только после регистрации прав на объект недвижимости в Росреестре новый владелец может подтвердить свои права на объект и распорядиться им на свое усмотрение. Регистрацию должна пройти любая сделка, сопряженная с переходом прав на недвижимость, например, купля-продажа, рента, дарение, мена и даже аренда, если срок ее действия составляет год или более.

Что касается регистрации недвижимости через нотариуса, то она обязательна не всегда. Так, обращаться за нотариальным удостоверением необходимо, если совершается сделка:

  • по отчуждению недвижимости недееспособного (ограниченного в дееспособности) либо несовершеннолетнего лица;
  • по отчуждению доли в праве, кроме случаев отчуждения всех долей по одному договору;
  • ренты;
  • дарения между физлицами;
  • регулирующая имущественные отношения супругов, например, при заключении брачного договора или соглашения о разделе.

При этом регистрация купли-продажи недвижимости через нотариуса предусматривает не только передачу документов, но и проверку законности совершаемой сделки. В частности, нотариус:

  • подготовит проект договора, запросит необходимые сведения;
  • проверит личности, дееспособность и правоспособность сторон;
  • проверит объект на предмет обременений, а также соответствие сделки требованиям законодательства.

Таким образом, нотариус выступает не просто свидетелем, а полноценным участником сделки, обеспечивающим ее законность и безопасность.

Необходимые для регистрации документы

Переход прав в отношении объекта недвижимости при посредничестве нотариуса регистрируется посредством направления документов на бумажном носителе либо посредством электронного взаимодействия с органами Росреестра. Электронная регистрация возможна и без удостоверения договора (кроме обозначенных выше исключений), но при наличии УКЭП.

При регистрации недвижимости в Росреестре через нотариуса электронная подпись не требуется. Однако ему понадобятся документы для оформления сделки, а именно:

  • документ, подтверждающий переход прав, например, ДКП, ДД, свидетельство о наследстве, договор мены или иной документ;
  • удостоверяющие личности сторон сделки документы (паспорт, свидетельство о рождении);
  • нотариальное согласие супруга на отчуждение недвижимости и свидетельство о браке, если объект приобретен в браке;
  • документ, выданный ОПП, разрешающий отчуждение недвижимости, принадлежащей недееспособному или ограниченно дееспособному лицу либо гражданину, не достигшему совершеннолетия;
  • документ, подтверждающий полномочия опекуна, действующего в интересах одного из перечисленных в предыдущем пункте лиц;
  • нотариальная доверенность, выданная собственником недвижимости своему представителю, если он сам не в состоянии присутствовать при совершении сделки.

В зависимости от вида сделки могут быть затребованы и другие документы.

Когда все необходимые нотариальные действия будут произведены, нотариус сам направит заявление и документы в Росреестр. По завершению регистрационных действий участники сделки могут получить выписку из ЕГРН у нотариуса, а могут заказать ее бесплатно в ЛК портала «Госуслуги».

Срок регистрации недвижимости в Росреестре через нотариуса

Документы в электронной форме передаются до конца дня удостоверения сделки, а на бумажном носителе в течение 2 дней.

Стандартный период регистрации сделки может достигать 7 и более дней. В этом отношении регистрация недвижимости через нотариуса удобнее и быстрее – сроки занесение данных в ЕГРН сокращаются до 1-3 дня. Такие документы у госоргана в приоритете, ведь они уже проверены на законность.

Таким образом, регистрация недвижимости через нотариуса – это не просто формальность, а эффективный инструмент защиты прав сторон сделки. Она обязательна в ряде случаев (продажа долей, участие несовершеннолетних, недееспособных лиц и т. д.), но даже при добровольном обращении к нотариусу покупатель и продавец получают: юридическую безопасность, гарантию чистоты объекта, минимизацию рисков оспаривания сделки, ускоренную регистрацию в Росреестре.

В условиях высокой мошеннической активности на рынке недвижимости, особенно на вторичном рынке, участие нотариуса становится не просто разумным выбором, а разумной инвестицией в спокойствие и законность.

Оставить отзыв

Оставьте заявку или задайте интересующий Вас вопрос

[contact-form-7 404 "Not Found"]
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса.