Любой переход права собственности на недвижимое имущество в РФ подлежит обязательной государственной регистрации в Росреестре. Без такой регистрации сделка считается незавершенной, а новый собственник не приобретшим законных прав на объект.
Но не во всех случаях достаточно просто подать документы в Росреестр напрямую или через МФЦ. Для некоторых сделок закон требует регистрации сделок с недвижимостью через нотариуса, как гаранта законности, дееспособности сторон и чистоты сделки. Даже если нотариальное удостоверение не является обязательным, в последнее время стороны все чаще прибегают к нему добровольно, чтобы минимизировать риски и ускорить регистрацию.

Только после регистрации прав на объект недвижимости в Росреестре новый владелец может подтвердить свои права на объект и распорядиться им на свое усмотрение. Регистрацию должна пройти любая сделка, сопряженная с переходом прав на недвижимость, например, купля-продажа, рента, дарение, мена и даже аренда, если срок ее действия составляет год или более.
Что касается регистрации недвижимости через нотариуса, то она обязательна не всегда. Так, обращаться за нотариальным удостоверением необходимо, если совершается сделка:
При этом регистрация купли-продажи недвижимости через нотариуса предусматривает не только передачу документов, но и проверку законности совершаемой сделки. В частности, нотариус:
Таким образом, нотариус выступает не просто свидетелем, а полноценным участником сделки, обеспечивающим ее законность и безопасность.

Переход прав в отношении объекта недвижимости при посредничестве нотариуса регистрируется посредством направления документов на бумажном носителе либо посредством электронного взаимодействия с органами Росреестра. Электронная регистрация возможна и без удостоверения договора (кроме обозначенных выше исключений), но при наличии УКЭП.
При регистрации недвижимости в Росреестре через нотариуса электронная подпись не требуется. Однако ему понадобятся документы для оформления сделки, а именно:
В зависимости от вида сделки могут быть затребованы и другие документы.
Когда все необходимые нотариальные действия будут произведены, нотариус сам направит заявление и документы в Росреестр. По завершению регистрационных действий участники сделки могут получить выписку из ЕГРН у нотариуса, а могут заказать ее бесплатно в ЛК портала «Госуслуги».
Документы в электронной форме передаются до конца дня удостоверения сделки, а на бумажном носителе в течение 2 дней.
Стандартный период регистрации сделки может достигать 7 и более дней. В этом отношении регистрация недвижимости через нотариуса удобнее и быстрее – сроки занесение данных в ЕГРН сокращаются до 1-3 дня. Такие документы у госоргана в приоритете, ведь они уже проверены на законность.
Таким образом, регистрация недвижимости через нотариуса – это не просто формальность, а эффективный инструмент защиты прав сторон сделки. Она обязательна в ряде случаев (продажа долей, участие несовершеннолетних, недееспособных лиц и т. д.), но даже при добровольном обращении к нотариусу покупатель и продавец получают: юридическую безопасность, гарантию чистоты объекта, минимизацию рисков оспаривания сделки, ускоренную регистрацию в Росреестре.
В условиях высокой мошеннической активности на рынке недвижимости, особенно на вторичном рынке, участие нотариуса становится не просто разумным выбором, а разумной инвестицией в спокойствие и законность.
Оставьте заявку или задайте интересующий Вас вопрос